РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Железнодорожный транспорт

Показатели качества железнодорожного хозяйства

Показатель Значение
Эксплуатационная длина однопутных участков Северо-Кавказской железной дороги, км
252,1
Эксплуатационная длина двухпутных участков Северо-Кавказской железной дороги, км
264
Протяженность железнодорожных линий на тепловозной тяге и оборудованных автоблокировкой, км
434,1
Протяженность электрифицированных железнодорожных линий, км
264
Пункт технического обслуживания электровозов на станции Дербент , кол-во
1
Электровозное депо на станции Дербент, кол-во
1
Сортировочная станция Махачкала, кол-во
1
 

Воздушный транспорт

Аэропорт Включен в национальную опорную аэродромную сеть Международный аэропорт Класс аэродрома
Уйташ (Махачкала)
Да
Да
В
 

Морской транспорт

Основным объектом морской портовой инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе является морской порт Махачкала - единственный незамерзающий порт России на Каспии, расположенный на западном побережье Каспийского моря. Привлекательность порта с геополитической точки зрения обусловлена тем, что он является основным транспортным узлом России на Каспии на магистралях экспорта нефти и нефтепродуктов.

 

Площадь территории морского порта составляет 59,3 га, площадь акватории морского порта 5,58 кв.км.

 

На сегодняшний день в порту 20 причалов. Порт доступен для захода судов длиной до 150 м, шириной до 20 м, осадкой до 6,5 м.

 

Длина причального фронта 2113 погонных метров. Период навигации круглогодичный.

 

По состоянию на сегодняшний день пропускная способность грузовых терминалов порта Махачкала составляет 7,26 млн. тонн в год (в том числе: наливные – 5,5 млн. тонн в год, сухие – 1,4 млн. тонн в год, контейнеры 30 тыс. TEU в год).

 

Для улучшения взаимодействия морского и других видов транспорта в порту  и махачкалинском транспортном узле предполагается создание логистических транспортно-технологических систем, контейнерных терминалов и портового железнодорожного сортировочного парка.

 

Реконструкция порта

Решение о реконструкции Махачкалинского морского торгового порта было принято распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.1999 № 1017-р. Совместным распоряжением Правительства Республики Дагестан и Министерства транспорта Российской Федерации от 16.09.1999 № МФ-34/2406 утвержден проект реконструкции и развития Махачкалинского морского торгового порта со следующими технико-экономическими показателями, подтвержденными заключением Главгосэкспертизы России № 4-1/10-653-11 от 14.04.1999:

  • расчетный грузооборот - 8,48 млн. /год;
  • расчетная стоимость строительства 3881,15 млн. руб.;
  • по железнодорожной переправе - 312,9 млн. рублей.

Начиная с 1999 года в рамках осуществления федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» Махачкалинским морским торговым портом завершены работы по реконструкции и расширению порта на следующих объектах: по сухогрузной гавани - в 2007 году введены в эксплуатацию 3 новых причала для генеральных грузов мощностью 0,58 млн. тонн в год с образованием акватории, территории и строительством оградительных сооружений (Северным и Южным молами) по нефтегавани - введены в эксплуатацию нефтепирсы № 1 и № 2 мощностью 7 млн. тонн в год, вспомогательный причал (причал № 5) для наливных грузов мощностью 0,9 млн. тонн в год, волнолом, северный мол.

 

Кроме того, созданы морские районы А1 и А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), а также введена в эксплуатацию система управления движением судов.

 

Перевалка в порту

В результате объем грузопереработки в порту вырос с 81,1 тыс. тонн в 1997 году до 5880 тыс. тонн в 2004 году.

 

В 2011 году общий грузооборот порта Махачкала составил 5,37 млн. тонн, в том числе экспорт – 0,56 млн. тонн, импорт – 81,3 тыс. тонн, транзит – 4,69 млн. тонн, каботаж – 45,4 тыс. тонн.

 

В перевалке грузов грузооборот нефти составил 4,4 млн. тонн, нефтепродуктов – 0,33 млн. тонн, генеральных грузов – 330,3 тыс. тонн, угля – 202 тыс. тонн, зерна – 51 тыс. тонн.

 

В 2011 года объем перевалки в порту Махачкала вырос на 10,5% по сравнению с 2010 годом, при этом объём перевалки экспортных грузов уменьшился на 32,4%, а транзит – вырос на 16,5%.

 

За первые 6 месяцев 2012 года грузооборот порта составил 3,12 млн. тонн (что на 17,6% больше того же периода 2011 года), в том числе нефти 2,17 млн. тонн, нефтепродуктов – 0,51 млн. тонн, генеральных грузов – 245,8 тыс. тонн, угля – 67 тыс. тонн, зерна – 102,7 тыс. тонн.